Отчет по лабораторным работам №№ 1, 2, 4
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора.»
Цель работы: научиться определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, химический стакан малый с носиком, небольшая колба и другие сосуды.
Ход работы
- Рассмотр___ измерительный цилиндр, обрати___ внимание на его деления. Ответ___ на вопросы.
- Какой объем жидкости вмещает мензурка, если жидкость налита
а) до верхнего штриха? ____________________________________________
б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля? _____________________________________________________________________
- Какой объем жидкости помещается
а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами? _______________
б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки? __________
________________________________________________________________
- Как называется последняя вычисленная вами величина? ______________
_____________________________________________________________________
Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Рассмотр___ рисунок 1 и определите цену деления изображенной на нем мензурки. ______________________________________________________________
- 4. Нали___ в измерительный цилиндр воды, определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. ___________________________
Примечание
Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует расположить напротив деления, совпадающего с плоской частью поверхности (рисунок 2).
- Определи___ вместимость химического стакана. Нал___ полный стакан воды, потом осторожно переел____ воду в мензурку. Определи___ и записа____ с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.
- Результат измерения записа____ в таблицу:
№ опыта | Название сосуда | Объем жидкости, см3 | Вместимость сосуда, см3 | Погрешность измерения, см3 |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
- Таким же образом определи_____ вместимость колбы, аптечного пузырька и других сосудов, находящихся на вашем столе. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»
Цель работы: научиться выполнять измерения размеров малых тел способом рядов.
Оборудование: линейка, дробь (или горох, пшено, любые малые шарообразные тела), иголка.
Ход работы
- Положи___ вплотную к линейке несколько (20-25 штук) дробинок или горошин в ряд. Измер___ длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки.
Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспольз_________ иголкой. Этот способ определения размеров тел называют _______________________________________.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определи___ таким же способом размер крупинки пшена.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определи___ способом рядов диаметр молекулы по фотографии на рисунке 3 (увеличение 70000). _________________________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
- 4. Результаты измерений и вычислений запи___ в таблицу:
№ опыта | Измеряемая частица | Число частиц в ряду | Длина ряда, мм | Размер одной частицы, мм (с учетом погрешности) | |
1 | горох | ||||
2 | пшено | ||||
3 | молекула | На фотографии | Истинный размер | ||
Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела»
Цель работы: научиться определять объем тела правильной формы с помощью ученической линейки; научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки).
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), линейка ученическая, стальной и алюминиевый бруски (имеющие форму прямоугольного параллелепипеда), стакан с водой, небольшое тело неправильной формы (которое было использовано в предыдущей работе), нитки.
- Определение объема тел с помощью линейки
Ход работы
- Измер___ линейкой длину, ширину и толщину стального и алюминиевого брусков. Результаты измерений записа___ в таблицу:
№ опыта | Тело | Длина l, см | Ширина b, см | Толщина h, см | Объем V = l ∙ b ∙ h, см3 | Погрешность измерения объема |
1 | Алюминиевый брусок | |||||
2 | Стальной брусок |
- Рассчита___ объёмы этих тел, результаты вычислений записа_____ в ту же таблицу.
- Определение объема тел с помощью мензурки
Ход работы
- Определи____ цену деления мензурки. ________________________________________
- Нал____ в мензурку столько воды, чтобы бруски можно было полностью погрузить в воду, и измер____ начальный объем воды. Результат измерения записа___ в таблицу:
№ опыта | Тело | Начальный объем воды в мензурке V1, см3 | Объем воды и тел V2, см3 | Объем тела V = V2 – V1 см3 | Погрешность измерения объема |
1 | Алюминиевый брусок | ||||
2 | Стальной брусок | ||||
3 | Тело неправильной формы |
- Привяза___ нитку к телу, объем которого надо измерить. Опусти____ тело в воду, и снова измер___ объем жидкости. Результат измерения записа___ в ту же таблицу.
- Рассчита___ объем тела V, результат записа_____ в таблицу.
- Вытащи___ тело из воды, подняв его за привязанную нитку.
- Измер___ объемы остальных тел аналогичным способом. Результаты измерений и вычислений записа____ в таблицу.
- Сравни____ результаты измерений одних и тех же тел разными способами. _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ответ___ на вопросы.
- Каким прибором вы пользовались для определения размеров тела? ___________________
_____________________________________________________________________________
- Какова цена деления этого прибора? ___________________________________________
- Какой минимальный размер можно измерить этим прибором? ______________________
- Какой максимальный размер можно измерить этим прибором? _____________________
- Сколько измерений надо сделать, чтобы точнее измерить объем тела? _______________
_____________________________________________________________________________
- Как определить погрешность измерения? _______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чему равна погрешность измерения для мензурки? _______________________________
_____________________________________________________________________________
- Как определить относительную погрешность измерения? _________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
I. Повторить §§ 1 – 5.
II. Выполнить задание на стр. 14:
1. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и ширину вашего учебника. Запишите результаты с учётом погрешности измерения.
2. Пользуясь рисунком 11, б, определите погрешность измерения термометра.
3. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и высоту картины Л. да Винчи (рис. 15). Запишите результаты измерений с учётом погрешности. Используя Интернет, найдите название картины, её истинный размер и определите масштаб, в котором картина представлена в учебнике.