Научные методы познания.

Отчет по лабораторным работам №№ 1, 2, 4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора.»

Цель работы: научиться определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, химический стакан малый с носиком, небольшая колба и другие сосуды.

Ход работы

  1. Рассмотр___ измерительный цилиндр, обрати___ внимание на его деления. Ответ___ на вопросы.
  • Какой объем жидкости вмещает мензурка, если жидкость налита

а)  до верхнего штриха? ____________________________________________

б)  до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля? _____________________________________________________________________

  • Какой объем жидкости помещается

а)  между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами? _______________

б)  между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки? __________

________________________________________________________________

  1. Как называется последняя вычисленная вами величина? ______________

_____________________________________________________________________

Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Рассмотр___ рисунок 1 и определите цену деления изображенной на нем мензурки. ______________________________________________________________
  2. 4. Нали___ в измерительный цилиндр воды, определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. ___________________________

Примечание

Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует расположить напротив деления, совпадающего с плоской частью поверхности (рисунок 2).

  1. Определи___ вместимость химического стакана. Нал___ полный стакан воды, потом осторожно переел____ воду в мензурку. Определи___ и записа____ с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.
  2. Результат измерения записа____ в таблицу:
№ опытаНазвание сосудаОбъем жидкости, см3Вместимость  сосуда, см3Погрешность измерения, см3
1
2
3
  1. Таким же образом определи_____ вместимость колбы, аптечного пузырька и других сосудов, находящихся на вашем столе. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

 Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Цель работы: научиться выполнять измерения размеров малых тел способом рядов.

Оборудование: линейка, дробь (или горох, пшено, любые малые шарообразные тела), иголка.

Ход работы

  1. Положи___ вплотную к линейке несколько (20-25 штук) дробинок или горошин в ряд. Измер___ длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки.

Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспольз_________ иголкой. Этот способ определения размеров тел называют _______________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи___ таким же способом размер крупинки пшена.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи___ способом рядов диаметр молекулы по фотографии на рисунке 3 (увеличение 70000). _________________________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. 4. Результаты измерений и вычислений запи___ в таблицу:
№ опытаИзмеряемая частицаЧисло частиц в рядуДлина ряда, ммРазмер одной частицы, мм (с учетом погрешности)
1горох
2пшено
3молекулаНа фотографииИстинный размер

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела»

Цель работы: научиться определять объем тела правильной формы с помощью ученической линейки; научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки).

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), линейка ученическая, стальной и алюминиевый бруски (имеющие форму прямоугольного параллелепипеда), стакан с водой, небольшое тело неправильной формы (которое было использовано в предыдущей работе), нитки.

  1. Определение объема тел с помощью линейки

Ход работы

  1. Измер___ линейкой длину, ширину и толщину стального и алюминиевого брусков. Результаты измерений записа___ в таблицу:
№ опытаТелоДлина

l, см

Ширина b, смТолщина h, смОбъем

V = l b h, см3

Погрешность измерения объема
1Алюминиевый брусок
2Стальной брусок
  1. Рассчита___ объёмы этих тел, результаты вычислений записа_____ в ту же таблицу.
  1. Определение объема тел с помощью мензурки

Ход работы

  1. Определи____ цену деления мензурки. ________________________________________
  2. Нал____ в мензурку столько воды, чтобы бруски можно было полностью погрузить в воду, и измер____ начальный объем воды. Результат измерения записа___ в таблицу:
№ опытаТелоНачальный объем воды в мензурке V1, см3Объем воды и тел V2, см3Объем тела V = V2 – V1 см3Погрешность измерения объема
1Алюминиевый брусок
2Стальной брусок
3Тело неправильной формы
  1. Привяза___ нитку к телу, объем которого надо измерить. Опусти____ тело в воду, и снова измер___ объем жидкости. Результат измерения записа___ в ту же таблицу.
  2. Рассчита___ объем тела V, результат записа_____ в таблицу.
  3. Вытащи___ тело из воды, подняв его за привязанную нитку.
  4. Измер___ объемы остальных тел аналогичным способом. Результаты измерений и вычислений записа____ в таблицу.
  5. Сравни____ результаты измерений одних и тех же тел разными способами. _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ___ на вопросы.
  • Каким прибором вы пользовались для определения размеров тела? ___________________

_____________________________________________________________________________

  • Какова цена деления этого прибора? ___________________________________________
  • Какой минимальный размер можно измерить этим прибором? ______________________
  • Какой максимальный размер можно измерить этим прибором? _____________________
  • Сколько измерений надо сделать, чтобы точнее измерить объем тела? _______________

_____________________________________________________________________________

  • Как определить погрешность измерения? _______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чему равна погрешность измерения для мензурки? _______________________________

_____________________________________________________________________________

  • Как определить относительную погрешность измерения? _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Домашнее задание:
I. Повторить §§ 1 – 5.
II. Выполнить задание на стр. 14:
1. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и ширину вашего учебника. Запишите результаты с учётом погрешности измерения.
2. Пользуясь рисунком 11, б, определите погрешность измерения термометра.
3. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и высоту картины Л. да Винчи (рис. 15). Запишите результаты измерений с учётом погрешности. Используя Интернет, найдите название картины, её истинный размер и определите масштаб, в котором картина представлена в учебнике.